Ссылки:
Ваш индивидуальный гороскоп, гадания, народная медицина, толкование снов, значение имени, курсы психологии

СЧЕТЧИКИ:

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru




Форум
Добро пожаловать, Гость
Пожалуйста Вход или Регистрация.
Забыли пароль?
За пределами "Матрицы" Просматривают 1: [гостей - 1]
Вниз Ответить Избранное: 0

Сообщения темы: За пределами "Матрицы"

#3374
Татьяна (Администратор)
Администрация
Администратор
Постов: 1223
graph
Пользователь в оффлайне Кликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
За пределами "Матрицы" 16.12.2013 13:09  Репутация: 24  
Статья о Лане Вачовски - одной из создательниц нашумевшего фильма «Матрица», которая не так часто комментирует своё перевоплощение, но вот здесь производственный дневник и рассказ о себе уж больно душевно были совмещены

«За пределами Матрицы»



На экране монитора - лицо Тома Хэнкса крупным планом. Его глаза отражают гремучую
смесь эмоций: ненависть, гнев, страх, сомнение. Но режиссёр кричит: - Снято!, и всё это
исчезает, как по мановению волшебной палочки. В павильоне 9 Киностудии Бабельсберг,
что недалеко от Берлина, начинается повседневная суета - осветители и рабочие готовятся
к съёмке следующей сцены, актёр отправляется передохнуть и выпить кофе. Что именно
здесь происходит? Лана и Эндрю Вачовски, создавшие трилогию о Матрице, снимают
«Облачный атлас», вольную адаптацию романа Дэвида Митчелла, ставшего бестселлером
в 2004 году.
В книге рассказывается шесть историй. Вачовски со своим другом, немецким режиссёром
Томом Тыквером сделали из этого хитросплетения сценарий и придали больше
индивидуальности каждой сюжетной линии. В основном съёмки велись в Германии, с одним
и тем же актёрским ансамблем. Из-за того, что один человек играет несколько ролей, надо
было подлаживаться под каждого исполнителя. Тыкверу пришлось перекраивать график
съёмок, когда Холли Берри сломала ногу, снимаясь на Майорке. Не могло быть и речи о
постановке сцены погони, пока актриса окончательно не выздоровела. А сейчас Ральф Риач,
занятый в эпизодической роли, попал в больницу. Врачи долго не могли определиться с
диагнозом, и тем более, сказать, когда отпустят актёра обратно на площадку. Так что Тыквер,
сам сильно простудившийся и по уши замотанный в шарф, добрался до павильона, чтобы
посоветоваться с коллегами. У режиссёров не было особенного выбора: либо ждать, пока
Риач выйдет из больницы, либо искать ему замену и переснимать уже имеющийся материал.
И всё же они решили дождаться актёра, даже если будут выбиваться из графика. Как потом
заметила Лана: «Тут можно справиться только своими силами. Допустим, мы управляем
космическим кораблём, и в самый ответственный момент отказывает один из двигателей. На оставшемся, как-никак, нам надо посадить корабль».
В картинах Вачовски силы зла порой исключительно могущественны, а героев от отчаяния
удерживает только вера в чудо, которое, так или иначе, происходит. История создания
«Облачного атласа» в точности следует заданному плану.
Весной 2005 года Лана и Энди работали в Бабельсберге над фильмом «V значит Вендетта»;
они написали сценарий и продюсировали картину, а ставил её Джеймс Мактиг. В перерывах
между съёмками Лана заметила, что Натали Портман, исполнительница главной роли,
увлечённо читает «Облачный атлас». Актриса так хвалила книгу, что Лана не устояла. А
поскольку у неё с братом, который на два с половиной года младше, с детства вошло в
привычку читать интересные книги вместе, скоро они в один голос советовали «Атлас» друзьям.
Книгу Митчелла не так-то просто одолеть. В ней, будто в калейдоскопе, сменяются герои.
Вместе с ними читатель путешествует от древних тихоокеанских островов в далёкое
постапокалиптическое будущее. Каждый рассказ является историей, которую читает (или
наблюдает) герой следующего рассказа - Адам Юинг, молодой американец, плывущий домой
через океан в середине XIX столетия; Роберт Фробишер, непризнанный английский композитор,
ставший «мальчиком на побегушках» у стареющего маэстро - в тридцатые годы ХХ века; Луиза
Рей, талантливая журналистка, расследующая махинации в области атомной энергетики, в
середине 70-х; Тимоти Кавендиш - жуликоватый издатель, которого заманивают в богадельню
в наши дни; Сонми~451, девушка-клон, внезапно осознающая свою человечность в
футуристическом государстве; и Закри, обитатель большого острова, население которого
вернулось к примитивизму после «Падения». Для последнего эпизода Митчелл создал особый,
«упрощённый» вариант языка, что в некотором смысле заставляет читателя выступать переводчиком.
Сам писатель так сказал о своей книге:
«Буквально все главные герои, за исключением одного, являются реинкарнацией одной и той
же души в различных телах на протяжении всего романа, идентифицируемых по родимому
пятну» это просто символ действительной универсальности человеческой природы. Что до
названия, облако относится к постоянно меняющимся проявлениям атласа, который является
неизменной человеческой природой. Темой книги является жажда, с которой люди охотятся
на отдельных лиц, группы - на группы, народы - на народы, племена - на племена.
Он чрезвычайно сожалел, что книгу почти невозможно экранизировать. Но Вачовски не
согласились с его оценкой. Им очень хотелось перенести «Облачный атлас» на экран. Они были
очарованы самой идеей надежды, которая выживает при любых, даже самых драматических
обстоятельствах, красочностью и отсутствием цинизма. Ещё им хотелось работать вместе с
Томом Тыквером. Брату и сестре понравился его фильм «Беги, Лола, беги!». Познакомившись,
они ещё более утвердились в своих симпатиях - а Тыквера и вовсе прозвали своим «потерянным
и обретённым братом».
В 2006 Тыквер прихватил издание «Облачный атлас» на немецком и поехал во Францию отдохнуть.
Как он утверждает теперь, это была стратегическая ошибка. Он часами сидел на пляже и читал,
нередко забывая искупаться. Том был ошарашен книгой. Когда жена уговорила его съездить на
экскурсию, он посадил её за руль, лишь бы можно было дочитать главу. Перевернув последнюю
страницу, он бросился звонить Лане в Сан-Франциско, где было уже за полночь. Естественно,
Том был согласен участвовать.
Впрочем, спешить было некуда. И ему, и Вачовски понадобилось несколько лет, чтобы
разобраться с текущими проектами и подступить к «Облачному алтасу». В феврале 2009 они
встретились на курорте в Коста-Рике, где забронировали отдельный бунгало возле океана. С самого
начала было оговорено, что материал им попался чрезвычайно трудный, что невозможно будет
всё содержание книги воплотить на экране, что они имеют полное право разойтись, если не
сработаются. По словам Тыквера: «Написание сценария - это самый тонкий момент во всём
съёмочном процессе». Они отважно приступили к тексту Митчелла. На споры попросту не оставалось
времени - они работали до поздней ночи, а потом вместе готовили ужин. Как вспоминает Лана: «Часто
и готовкой это назвать было трудно - Энди приносил жареного цыплёнка и пиво. Мне это сильно
напоминало отдых в летнем лагере».
Для начала надо было справиться с извилистой структурой романа. Главы выстроены в
хронологическом порядке где-то до середины книги, а потом отсчёт идёт обратно, и повествование
заканчивается там же, где и начиналось - в XIX веке. Это может сработать на письме, но невообразимо
в фильме. «Нельзя полтора часа рассказывать одну историю, а потом переключиться на другую»,
- поэтому режиссёры решили внести кое-какие изменения. Они наметили связь между зловещим
доктором Гусом, отравившим благородного нотариуса Юинга, и Закри, дикарём, от морального
выбора которого зависит судьба цивилизации. Вачовски и Тыквер понятия не имели, что делать с
другими сюжетами и героями. Они разбили текст книги на сотни сцен, переписали их на разноцветные
картотечные карточки и разложили по полу. Каждый цвет представлял своего героя или временной
период. Вечером они собирали карточки в том порядке, в каком эпизоды должны были войти в фильм.
И так день за днём - что-то прибавляя или вычитая. Под конец Лана могла пересказывать роман назубок.
За день до отъезда из Коста-Рики наконец-то случился прорыв: они поняли, как можно проиллюстрировать идею вечного круговорота. Одни и те же актёры должны быть заняты во многих сюжетах, играя даже не столько людей, а бессмертные души. Такой ход позволял зрителю не терять связь между эпизодами,
но всё же видеть разницу между ними. Лана и Энди забрали карточки с собой и сделали черновой
набросок сценария, который потом послали Тому. Переписка между авторами шла очень активно.
В августе они закончили сценарий и послали его Митчеллу для одобрения. У Вачовски уже были
сложности с адаптацией «V значит вендетта», нуарного комикса. Алан Мур, его создатель, не верил в
Голливуд и не желал иметь ничего общего с экранной версией. Лана на полном серьёзе утверждала,
что они ещё в Коста-Рике обещали похоронить «Атлас», ещё не начав, если писателю не понравится
их замысел. Митчелл, живущий на юго-западе Ирландии, согласился встретиться с кинематографистами в Корке. В приморском отеле они рассказали Дэвиду, как буквально разобрали и заново собрали его роман, и для чего это было сделано. Он по достоинству оценил замысел с небольшой актёрской командой. В конце разговора Митчелл воскликнул: «Да фильм может побить мою книгу!» - и они подняли по бокалу стаута за общий успех.
В июне 2011 Вачовски и Тыквер встретились в Берлине, собираясь запускать «Облачный атлас» в
производство. В гостиной у Ланы на Унтер-ден-Линден, где дверь придерживает распечатка «120 дней
Содома» маркиза де Сада, три режиссёра разговорились о том, как они вообще пришли в кино.
43-летний Энди был в линялой футболке и резиновых тапочках, что удивительно гармонировало с его
бритой головой. Лана, которой должно было исполниться 46, щеголяла розовыми дредами. Тыквер,
её ровесник, искрился энергией и был похож на рок-музыканта, которому ещё далеко до отставки. В
принципе, из них вышел бы неплохой ансамбль - «Киноманьяки».
- «Облачный атлас» - образцовый роман XXI века, - объяснила Лана. - Он выступает контрапунктом
между идеей будущего о том, что всё не предрешено и разбито на фрагменты, и идеей прошлого о
том, что всё должно идти по порядку, иметь начало, середину и конец. Если всё получится, мы сможем
передать то впечатление, которое на нас оказывали мощные философские трактаты и, скажем,
фильмы 60-х, начала «космической эры». Это своеобразное ощущение растерянности, когда ты ничего
не может предугадать и знать наверняка.
Примером такого «обескураживающего фильма» может послужить – «Космическая одиссея: 2001» -
Стэнли Кубрика. Вачовски увидели её, когда Лане (которую тогда звали Ларри) было 10 лет, а Энди 7.
Они выросли в сплочённой семье, жившей в Беверли, благоустроенном районе на юге Чикаго. Их отец
Рон был бизнесменом, а мать Линн - медсестрой. Родители очень любили кино. Они брали Ларри,
Энди и двух дочерей на те фильмы, которые находили интересными, и не задумывались о возрастных
ограничениях. Энди вспоминает это время так:
- Приходил папа и говорил, что сегодня у нас «киношная оргия». Мы по два-три раза за вечер ходили в
кино или ездили в кинотеатры под открытым небом. Тогда я ещё знать не знал, что значит слово
«оргия», но сразу решил, что мне это по душе.
Лане не так уж понравилась «Космическая одиссея» - её напугал знаменитый чёрный монолит. Отец
объяснил ей, что это такой символ.
- Это мало, что объясняло, но я поняла, что если простым камнем можно произвести такое впечатление, то кино - волшебная страна. Наверное, тогда я и решила стать режиссёром.
Примерно в том же возрасте Лана столкнулась с трудностями ещё более интимного характера. В
средних классах Ларри пошёл в католическую школу, где мальчикам и девочкам полагалась униформа,
а перед началом занятий школьников строили в линейки.
- Чётко помню тот момент, когда я машинально направляюсь к девочкам, но тут начинаю понимать,
что одета не так, как они. К мальчишкам присоединяться мне тоже не очень хочется. Я растерялась и
встала посредине коридора. Чем дольше, тем глупее всё это выглядело. На меня все уставились ??? и
ребята, и монахиня. Она велела мне встать в строй, но я не могла пошевелиться. Наверное, подсознание мне так намекало, что я не отношусь ни к тем, ни к другим.
Ларри жестоко дразнили за эту «неопределённость».
- Поэтому я предпочитала прятаться в книгах, где вместо одного мира мне открывалось сразу десять,
причём разноплановых.
Вскоре после просмотра «Космической одиссеи» Ларри и Энди занялись совместным творчеством.
Они записали на кассету целое представление, вдохновлённое радиопостановками и комиксами «Тень».
А дальше они переключились на комиксы собственного сочинения. Как заметила Лана, с тех пор мало
что изменилось. Их отец так вспоминает детские годы будущих философов-футурологов: ??Они были не
разлей вода. Ларри обычно появлялся с какой-нибудь безумной идеей - привязать во дворе верёвку
или колесо, а Энди должен был выполнять разные трюки, карабкаться или спускаться, или, не дай Бог,
падать оттуда. По выходным мальчики играли в «Подземелья и драконов» на чердаке, спускаясь
только для того, чтобы опустошить холодильник.
- Нам удивлялись - это же просто настольная игра. Но в «Подземельях и драконах» у тебя практически
ничего нет, кроме воображения. Игрокам надо представить себе одно время и место действия, а потом
сопоставить картинки и дальше работать сообща. Очень похоже на съёмочный процесс.
Вместе с друзьями братья написали пухлый том правил для новой игры, которую назвали «Превосходное приключение». Лана сказала, что больше всего их смущали жанровые ограничения.
- Мы были так наивны, что создали утопию, в которой могли соседствовать мелодрама с боевиком, и
никого это не смущало.
В старших классах Энди и Ларри работали малярами, чтобы накопить денег и продолжить образование.
С кистью и красками они в последний раз имели дело, когда разрисовали дверь гаража у тётушки,
изобразив там целый пантеон супергероев. Окончив школу, Ларри взял кредит и поступил в колледж Бард,
но бросил учёбу через пару лет.
- Я искренне считала, что учителя должны быть умнее меня, дабы оправдать мои затраты. А оказалось,
что они не прочитали и половины тех книжек, которые знала я! Ужасное было разочарование.
Затем Ларри уехал в Портленд (штат Орегон), где занялся адаптацией фентезийного произведения
Уильяма Голдмана «Принцесса-невеста». Закончив сценарий, он дозвонился писателю, чтобы уладить
вопрос об авторских правах. Для Голдмана это оказалось камнем преткновения. Энди тоже не стал
заканчивать колледж Эмерсон. Братья вернулись в Чикаго, где вместе взялись за строительный бизнес.
Всем работам они учились на практике. Однажды Вачовски сконструировали шахту лифта, хотя раньше
никогда этого не делали. Они умели произвести впечатление на нанимателей, что впоследствии
пригодилось им в мире кинематографа. Всё это время они не прекращали писать. В начале 90-х гг. Энди
поехал в Нью-Йорк, чтобы показать издателям их комиксы. Ему удалось подписать контракт с Marvel
Comics: они с братом должны были сочинять истории для «Парня-призрака», которые затем отрисовывал
Стив Скроц. Их первый самостоятельный сценарий назывался «Плотоядные» и рассказывал о том, как
в бесплатной столовой бедняков кормили мясом богатеев. Сценарий был разослан десяткам литературных агентов, но откликнулся только Лоуренс Мэттис. Хотя фильм так и не был снят, он продолжил сотрудничать с многообещающими сценаристами. «Я знал - они уверены в том, что делают. А это, по сути, самое главное». Сейчас Мэттис работает менеджером на большинстве их картин.
Продюсер блокбастеров Дино де Лаурентис заинтересовался следующим сценарием Вачовски под
названием «Убийцы». Братья в это время ремонтировали родительский дом. Во время короткой встречи ветеран киноиндустрии угощал их отменным шампанским и сомнительными историями из жизни красивых актрис. Вачовски обдумали его предложение и продали сценарий Warner Brothers - те предложили сумму в пять раз большую, чем у де Лаурентиса. Правда, по воспоминаниям Ланы, ничего хорошего из этой сделки не вышло. Студийный сценарист постоянно переделывал текст, выбросил все метафоры, сославшись на их неясность. В 1995 году Ричард Доннер, до того снявший «Смертельное оружие», всё же поставил фильм, пригласив на главные роли Сильвестра Сталлоне, Джулианну Мур и Антонио Бандераса. Вачовски старались убрать свою фамилию из титров, но не смогли. Зато они подписали контракт с Warner Bros.
Братья закончили ремонт у родителей и завязали со строительством, сделав окончательный выбор в
пользу кинематографии.
В 1994 году у них уже был готов первый вариант «Матрицы». Сама мысль об идеальном мире внутри
недружелюбной среды к ним пришла во время работы над очередным комиксом. Как вспоминает Лана, они раздумывали о том, насколько человек влияет на ход событий, и вдруг на них снизошло озарение: а что, если мир вокруг нас виртуален? Трилогия рассказывает о будущем, в котором реальность, существующая для большинства людей, есть в действительности симуляция, созданная разумными машинами, чтобы подчинить и усмирить человеческое население, в то время как тепло и электрическая активность их тел используются машинами в качестве источника энергии. Группа людей, вырвавшихся из «мира снов», борется за свободу всего человечества, противостоя множеству врагов «агентам-отладчикам Системы и механическим» охотникам». По словам Мэттиса: «Я глазам своим не поверил, прочитав сценарий «Матрицы».
Это был не просто киберпанковский хит. Текст отсылал меня куда угодно, от парадоксов Азимова и
Кэрролла до логики Декарта и философии Сократа!. Менеджер посчитал, что студии немедленно ухватятся за идею. Но почему-то предложение отклоняли раз за разом. Даже Warner Bros. взялись за проект большей частью из-за того, что Вачовски на них работали, и только потом уже стали разбираться, есть ли в этой идее фишка. Они два года правили сценарий и настояли на том, что сами будут режиссёрами. Для того, чтобы заверить студию в своей благонадёжности, они сняли малобюджетный триллер «Связь», где Джина Гершон и Дженнифер Тилли сыграли любовниц, водивших за нос мафиози. Этого оказалось достаточно - Вачовски приступили к работе над «Матрицей». Съёмки длились 4 месяца. С постановщиками визуальных эффектов братья разрабатывали новые технологии. Самая известная из них, пожалуй - это bullet time
(«время пули»), плавное движение камеры вокруг замершего в движении объекта.
Премьера фильма состоялась 31 марта 1999 года. Касса была ошеломительная - 30 млн. долларов за
первый уик-энд. Вообще «Матрица» заработала 500 млн. долларов в международном прокате и
множество кинематографических наград, включая четыре «Оскара». Зрители приняли фильм «на ура» - комбинация насыщенного спецэффектами действия с философской проблематикой мало кого оставила равнодушным. Дэвид Митчелл так отозвался о «Матрице»: «У режиссёров - отличное чутьё на вечные истории. Они берут мифы, покрывшиеся изрядным слоем пыли, и заставляют их звучать по-новому». Фильм заслужил не только признание аудитории, но и обратил на себя внимание научного сообщества. Чего стоят заголовки статей: «Нео-материализм и Смерть объекта», «Судьба, свобода и знание». Словенский философ Славой Жижек написал книгу о событиях 9 сентября 2001 года, которую озаглавил «Добро пожаловать в пустыню реальности». Это прямая цитата из «Матрицы», авторы которой, в свою очередь, ссылались на труд Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция».
Бывшие строители из Чикаго внезапно стали звёздами мировой величины. Однако в контракте с Warner
Bros. они особо оговорили, что не общаются с прессой. Это было необычно для творцов, которые для
рекламы своих произведений готовы общаться с кем угодно и когда угодно. Вачовски не участвовали в
рекламных кампаниях и не давали интервью. Они вернулись в родной город, где стали жить тихо и
замкнуто. Энди считал, что незачем выставлять себя напоказ:
- Мне правда нравится, когда никто меня не узнаёт. Я мог зайти в магазин комиксов, и меня в лучшем
случае принимали за Кевина Смита (другого неформального режиссёра). Думаю, что анонимность - своего рода привилегия. Ты можешь вести себя, как обычно. Ты такой же, как все. Это занятно. Шумиха после выхода первого фильма ещё не улеглась, а Ларри и Энди улетели в Австралию - снимать вторую и третью часть. «Матрица: Перезагрузка» и «Матрица: Революция» вышли на экраны в мае и ноябре
2003 года. Две серии собрали в общем прокате более миллиарда долларов. Однако эти деньги в
буквальном смысле дались потом и кровью. Сами съёмки заняли чуть менее года. Помимо обычных
хлопот по созданию целого мира из эскизов, работы над спецэффектами, обустройства быта огромной
команды - актёров, каскадёров, гримёров, операторов, звукорежиссёров, осветителей, - люди пережили
настоящую трагедию. Два актёра умерли ещё до окончания съёмок. Один из костюмеров покончил с
собой. Начальство отправило его подругу в отпуск на Бали, где она стала свидетельницей террористической атаки - в 2002 году исламские боевики взорвали три бомбы в курортной зоне.
В то же время Ларри разошёлся с женой и безуспешно пытался справиться с депрессией. Он позже
признался брату, что каждое утро отправлялся плавать на залив, а не в бассейн, потому что надеялся - однажды его собьёт лодка или загрызёт акула. Лана так вспоминает это нелёгкое время:
- Я не могла не то, что говорить, а даже думать о коррекции пола или транссексуальности. Когда я
всё-таки призналась себе, что дело не в моей никчёмности, а в дисгармонии между душой и телом, то
перепугалась ещё сильнее. Мне же надо было объяснить это родителям, брату и сёстрам! Я ночами не
спала. Потом мы всё обсудили с психотерапевтом. Я задумала большой план, согласно которому моя
семья должна была узнать новости через 3-5 лет, когда я смогла бы не только выговориться, но и
себя показать. А спустя пару недель позвонила мама.
Чувствуя, что с её ребёнком происходит неладное, Линн отправилась в Австралию на следующий же
день. Отдохнув после перелёта, она вызвала Ларри на разговор. Как вспоминает Лана: «Диалог был
феерический. Мама сначала даже не поняла, о чём речь.
- Я трансгендер. То есть девушка.
- А почему врачи мне ничего не сказали сразу после родов?
- Тут дело не столько в физиологии. Просто внутри я чувствую себя девушкой, и так больше жить не могу.
В самолёте Линн натерпелась страха, пытаясь понять, что же происходит с Ларри. Узнав, что
непосредственной угрозы жизни нет, она вздохнула с облегчением.
- Я рада узнать тебя и с этой стороны.
Рон, который вскоре присоединился к жене, предложил Лане свою поддержку. Как он сказал, иначе и быть не может. Сёстры и брат тоже ничего против не имели. Выяснилось, что Энди уже давно подозревал что-то в этом духе.
Через пару дней семья собралась на ужин в Сиднее. Это был первый выход Ланы в свет. Она оделась
подобающе, хотя изрядно нервничала. Но никаких проблем не возникло. Лана была так воодушевлена
приятно проведённым вечером, что на следующий день пришла на работу в новом качестве.
Впрочем, назойливого внимания посторонних избежать не удалось. Блогосфера взорвалась слухами и
домыслами. То, что Вачовски не общаются с прессой, теперь приписывали гендерным сложностям
Ланы. Едва мать с отцом вернулись в Чикаго, их стали осаждать репортёры. Через какое-то время
пресса отступила. Лана успела развестись и познакомиться с другой дамой, которая в 2009 году стала
её супругой.
- Я затеяла переход, чтобы внешность соответствовала внутреннему содержанию. Больше всего я
боялась потерять моих родных. А когда они меня не отвергли, остальное мне показалось проще пареной репы. Я в курсе, что куча народу хочет знать, делала ли я операции или нет. Но это слишком личное, извините.
Я впервые встретился с Вачовски в декабре 2009 года, когда они улаживали вопрос с
финансированием «Облачного атласа». Чтобы не бездельничать, они решили снять псевдодокументальную ленту – «Cobalt Neural 9», которой выражали своё возмущение действиями американской администрации в Афганистане и Ираке. Им стало интересно, как потомки оценят внешнеполитическую ситуацию начала
XXI века, поэтому они переместили действие на 80 лет вперёд, в XXII век. Археологи будущего занялись раскопками на территории современного Ирака для прояснения деталей американской оккупации. В результате им удалось восстановить историю гомосексуальной любви между морским пехотинцем по кличке Бутч и безымянным иракским военнослужащим, которые вместе решили убить президента США Джорджа Буша-младшего. Для архивной хроники Вачовски сняли интервью с публицистом Арианной Хаффингтон, философом Корнелом Уэстом и теми, кто хотел высказаться по проблеме. Я должен был сыграть роль независимого эксперта из 2090 года. Одетый в психоделического цвета рубашку, я разглагольствовал об идиотских выходках политиканов в период правления Буша-младшего. Лана сидела за камерой и задавала мне вопросы. Энди возился с оборудованием - его было не видно за софитами, но иногда он тоже что-то спрашивал.
Со знаменитостями обычно довольно трудно найти общий язык. Они держат дистанцию, намекая, что
знают больше, чем ты, больше преуспели, а потому не надо к ним лезть. Но с Вачовски было общаться
на удивление легко. Они были нетронуты «звёздной болезнью». Лана - самая начитанная женщина из
всех, кого я знаю. Энди обладает незаурядным чувством юмора. Они оба любят свой город, свою
семью и баскетбольную команду «Чикаго Буллз».
Я попросил разрешения написать статью о том, как создавался «Облачный атлас». Вачовски согласились.
В тот момент они были вынуждены представлять проект ведущим студиям, потому что Warner Bros. не
хотела финансировать фильм. Прочие тоже не питали особого энтузиазма. «Облачный атлас» казался
слишком сложным для широкой аудитории, а от Вачовски после нескольких лет создания арт-хаусных лент
ожидали крепкого летнего блокбастера со стрельбой, машинами и погонями. Режиссёры напомнили
студийным боссам, что «Матрицу» тоже не сразу приняли в производство, т.к. она казалась в первую
голову притчей, а потом уже боевиком. Но те разводили руками, опасаясь, что новая затея не окупится.
В роли главного героя Вачовски и Тыквер видели Тома Хэнкса. «Он может быть очень разным, злодеем
и героем, но прежде всего он - обычный человек», - объясняет свой выбор Лана. Они послали Хэнксу
сценарий, и он согласился встретиться с режиссёрами.
По дороге в его офис в Санта-Монике они получили расхолаживающее известие: Warner Bros.
окончательно отказалась работать с «Облачным атласом». Там прикинули перспективы, взяв за образец фильм Даррена Аронофски «Фонтан». В 2006 году он провалился в прокате, даже не отбив своей стоимости, а отзывы были в основном критическими. Фантастическая любовная история с путешествиями во времени оказалась, мягко говоря, на любителя.
- Проблема в этом ремесле заключается в том, что деньги на производство выдают, основываясь на
предыдущем опыте. Как природа не терпит пустоты, система не приемлет оригинальности. Оригинальность, видите ли, бывает трудно продать. Они согласились на «Матрицу» потому, что Киану Ривз до этого снялся в «Джонни-Мнемонике».
На парковке возле офиса Хэнкса режиссёры несколько минут просидели в машине, пытаясь избавиться
от гнетущего впечатления. Актёр ознакомился со сценарием. Он тоже не был уверен в успехе затеи,
«потому что вы, ребята, собрались бросить вызов зрителям-интеллектуалам, а остальные будут
озадачены тем, что вы делаете». Но ему интересно было сыграть сразу шесть ролей в одном фильме.
Хэнкс в тот момент читал «Моби Дика», и, приняв режиссёров, завёл разговор о романе Мелвилла.
Лана заметила на стене постер «Космической одиссеи», указала на него и произнесла: «Мы снимем – 2001» и «Моби Дика» - одновременно». Хэнкс тут же согласился участвовать. Позднее он вспоминал, что уже давно не видел в Голливуде людей, которые занимаются чистым искусством и не стесняются
признаваться в этом.
Заручившись участием Тома Хэнкса, Вачовски вернулись к начальству Warner Bros. и продолжили
борьбу. По их версии, такого сложного проекта, как «Облачный атлас», действительно ещё не было,
поэтому невозможно предугадать реакцию на него. Они не стали вдаваться в подробности об эволюции всего человечества, а показали конкретный пример: «Смысл в том, что злодей превращается в героя».
Это произвело впечатление, и в Warner Bros. подписали контракт, но средства были весьма ограничены.
Бюджет составлял около 100 млн. долларов, и предполагалось, что остальные деньги кинематографисты будут привлекать извне. Единственным, кто подтвердил своё участие, был Германский фонд кинематографии. Режиссёры пытались добыть деньги в других европейских источниках, но точно заручиться чьей-нибудь поддержкой не получалось. Четверо инвесторов нашлись в Азии - их общие вложения составили 35 млн. долларов. Главная трудность с множеством вкладчиков заключается в нестабильности бюджета: если один из них решит забрать деньги из проекта, вся затея оказывается под угрозой. «Трудно подсчитать, сколько раз мы собирались сворачивать проект», - вспоминала Лана. Вачовски бесконечно перечитывали сценарий, пытаясь понять, можно ли сократить его и тем самым урезать расходы, но раз за разом убеждались, что ничего трогать нельзя. Их уверенность раздражала инвесторов и одновременно внушала уважение. Том Тыквер тоже стоял до последнего:
«Я никогда ещё не был вовлечён в такой большой и мощный проект. Наверное, для этого я и связался
с кино».
Зимой 2010 года Вачовски послали сценарий Джеймсу Шамусу, главе Focus Features. Он выразил своё
восхищение проектом и согласился взять часть расходов на себя. Он уловил параллель с творчеством
Кубрика и сказал, что после прочтения сценария чувствует себя так, словно впервые посмотрел
«Космическую одиссею». Шамус преподаёт историю кино в Колумбийском университете. По его мнению, многоплановые фильмы необходимы нашей культуре. Их можно пересматривать, находя всё новые мелочи, и испытывать при этом истинное наслаждение.
К июню 2011 года своё участие подтвердили актёры - Сьюзан Сэрэндон, Холли Берри, Хьюго Уивинг,
Джим Броадбент, Хьюго Уивинг и корейская звезда Донна Бэй. Хотя не все финансовые вопросы были
решены, пока фонд фильма формировался из независимых источников, Лана и Энди приехали в Берлин.
Они собирались снять историю XIX века и те из них, действие которых разворачивалось в будущем. Том Тыквер взял на себя эпизоды из тридцатых, семидесятых и двухтысячных. Работать решили двумя
разными командами, но в тесном сотрудничестве.
Я приехал в Бабельсберг на день Благодарения и наблюдал, как Вачовски снимают эпизод «Переправа
возле Слуши и всё, что после». Фермер Закри (Хэнкс) ведёт Мероним (Берри), представительницу расы Провидцев, к древней станции спутниковой связи, заброшенной в горах. Оттуда Мероним надеется подать сигнал о помощи своим собратьям, уцелевшим на межпланетных станциях после катастрофы, чтобы они спасли одичавших жителей Земли. «Старина Джорджи» (Уивинг), воображаемый дух зла, уговаривает Закри убить нежданную помощницу. Холли Берри не могла сниматься в экшн-сценах из-за травмы, да к тому же ещё и простудилась. Режиссёры надеялись, что она всё же появится на съёмочной площадке после полудня, а пока снимали крупные планы Уивинга и Хэнкса. Когда что-то мешает намерениям, ситуация не из приятных, но Вачовски не волновались. Они обсуждали с оператором, Джоном Толлом, лауреатом «Оскара» за фильм «Легенды осени», не задействовать ли вторую камеру.
Хэнкс развлекал ассистента, цитируя Орсона Уэллса: «Работаю я забесплатно, а вот за простой мне
должны платить». Для крупных планов Вачовски решили использовать 50- и 100-миллиметровые линзы.
Лана влезла на лестницу, чтобы направить видоискатель туда, где будет стоять Хэнкс. Энди каждую
фразу начинал со скороговорки: «Было бы неплохо, если бы вы могли». Когда я спросил, не боится ли Лана лазить по верхотуре, она озадачилась. По словам Митчелла, она - прекрасный мастер, а Энди - наводчик, который направляет её с земли. Рон Вачовски вспоминал, как они снимали «Связь»; за этим было забавно наблюдать - режиссёры давали указания актёрам и команде по отдельности, а между
собой практически не разговаривали. Каждый из них знал, о чём думает другой. «Всё равно, что одна
голова на два тела». Так о них отзывается не только отец. Джеймс Мактиг, первый помощник режиссёра на «Матрице», тоже помнит, как слаженно действуют брат и сестра. Нельзя сказать, что они не ссорятся, но они никогда не выносят свои разногласия на публику, отрабатывая все спорные моменты задолго до начала производства. Их отношения ещё улучшились с тех пор, как Лана рассказала о себе.
- С Ланой гораздо проще, чем с Ларри. Я понимаю, что ей пришлось тяжело, но она была мрачной и
зажатой. А теперь она откровенная и весёлая.
По мнению отца: «У них самый крепкий союз из тех, что я видел». Что ж, если так, тогда каждая съёмочная группа становится их семьёй. Хэнкс к концу съёмок стал звать их «мамой и папой». После успешного старта «Матрицы» режиссёры за свой счёт заказали банкет в итальянском ресторане для всей команды.
Возвращаясь в павильон - 9, я вижу на одном из двух мониторов загримированного под чёрта Хьюго
Уивинга. Он шепчет Тому Хэнксу: «Враньё!», и у того дрожит нижняя губа. По сценарию, от выбора
Закри зависит судьба человечества. Если он послушается старину Джорджи и убьёт Мероним, он
погибнет. Если воспротивится - выживет, но он не знает этого наверняка и не понимает, что делает его
спутница. Когда Уивинг сочно шипит: «Перережь ей глотку!», Вачовски бесшумно аплодируют. Особенных декораций здесь нет, просто тёмный фон. Обстановку забытой обсерватории позже дорисуют на компьютере.
Много других деталей пришлось воссоздать или даже доработать - например, Митчелл ясно описал
портативный передатчик и проигрыватель, «орисон». Взять его дизайн с полотка было невозможно, поэтому художникам пришлось поломать голову над тем, каким будет «яйцеобразный смартфон будущего». Если он действительно выглядит, как яйцо, носить такой девайс в кармане будет сложно. Писатель и вообразить не мог, что возникнет подобная проблема. «Не нужно чересчур вдаваться в детали, читатель всё равно будет додумывать сам», - объяснял Митчелл. «Но в кино всё иначе. Ты должен знать, что конкретно ты показываешь, и зачем это нужно». Вачовски решили, что средство связи будет овальным и плоским, как наладонник, а третье измерение появится, когда нужно будет передать изображение. Сам Митчелл присутствовал на съёмках и даже мелькнул в кадре. Он считает, ему очень повезло увидеть, как создаётся его вселенная. «Да, что-то было не совсем так, как я воображал, но это нормально».
Уивинг вплотную приблизился к Хэнксу и прорычал: «Ты что же, собираешься смотреть, как эта девка
топчет твою веру»?. Вачовски переглянулись и кивнули. Камеру выключают. Хэнкс вздыхает с облегчением.
К счастью, Ральф Риач выздоровел и смог закончить свои сцены, так что группа выбилась из графика всего лишь на несколько дней. Съёмки закончились в декабре. В марте следующего года Вачовски и Тыквер привезли трёхчасовой вариант фильма в Калифорнию, где его должны были увидеть сотрудники Warner Bros. Режиссёры нервничали - не только потому, что судьба их детища зависела от реакции начальства, но и потому, что студийные боссы были не самой благожелательной аудиторией. Представлять длинную историко-фантастическую ленту людям, которые переживают за свои деньги, несколько рискованно. После показа руководители отыскали их в ближайшем офисе и устроили овацию. Лана призналась, что: «Это было неожиданно». На этом одобрение не закончилось - Warner Bros. запустила мощную рекламную кампанию. Трейлер «Облачного атласа» крутили перед «Тёмным рыцарем: возрождением легенды», самым ожидаемым фильмом 2012 года.
Вачовски по секрету сказали мне, что самый волнующий момент для них - это демонстрация фильма
семье и друзьям. Я был на том просмотре. Думаю, «Облачный атлас» как раз подходит для «киношной
оргии». Он очень глубокий, особенно по сравнению с нарочной упрощённостью хитов последних лет.
Сначала фильм шокирует своей многоплановостью, а потом приглашает зрителя в увлекательное
путешествие, где ему предстоит распутывать загадки и раз за разом убеждаться в универсальности любви, боли, потери и желания. Вачовски умудряются быть лаконичными, хотя зрелище у них получилось на редкость красочным. Том Тыквер с Рейнгольдом Хейлом и Джонни Килмеком сочинили великолепную музыку, причём ещё до окончательного монтажа картины. После просмотра создателей «Атласа» ждали не только аплодисменты, но и слёзы восхищения, и тёплые объятия. Было видно, что авторы тронуты.
Премьера фильма состоялась 9 сентября 2012 года на 37-м ежегодном кинофестивале в Торонто. В
широкий прокат «Облачный атлас» выйдет 26 октября.
Прошлой осенью съёмочная группа провела шесть недель на Майорке, снимая эпизоды из
«Тихоокеанского дневника Адама Юинга». Погода была отвратительной, на старой шхуне было сложно
размещать оборудование, но Лана, тем не менее, радовалась возможности «посмотреть на всё это».
Бросать проект было нельзя. Фильм обещал получиться особенным.
Однажды они решили подняться на вертолёте, чтобы снять общий план и захватить в кадр близлежащие горы. Но когда вертолёт поднимался, облака опустились ниже, и в какой-то момент команда оказалась над ними. «Тогда-то я поняла, что название - это не метафора. Жёлтое, как масло, солнце, и непроницаемое поле белого атласа». Они с Энди любовались этим зрелищем, пока в облаках не показалась прореха. Вертолёт нырнул в неё, возвращая режиссёров из придуманного ими мира в прозаическую реальность.

По материалам международной прессы.
 
Редактировалось: 16.12.2013 13:10. Редактировал Татьяна.
  Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться.
ВверхОтветить
Форум FireBoard. Русская редакция: Adeptus ver.1.9получить последние сообщения прямо на Ваш рабочий стол
(C) 2017 Четвертый путь - Гурджиев Успенский. Практики cаморазвития - Анатолий Арлашин Татьяна Орбу
Joomla! - свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.
Русская локализация © 2005 Joom.Ru - Русский дом Joomla!
Страница сгенерирована за 0.031051 секунд